Аскетические писания

Они указывают на семь (иногда шесть) ступеней постепенного развития страсти в душе человека. Первой ступенью к появ­лению страсти у святых отцов называется «приражение» или «прилог». Это — представление какого-нибудь предмета или действия, соответству­ющего одной из порочных наклонностей природы человека, которое под влиянием внешних чувств или же вследствие своей связи с психологиче­ской работой памяти и воображения входит в область сознания человека.

Появление в сознании человека такого рода впечатлений и представлений очень часто совершается помимо воли человека, вопреки его желанию, без всякого его свободного участия. Прилог является поводом к обнаружению той или иной настроенности души, доброй или злой ее качественной опре­деленности. То или иное отношение к прилогу обнаруживается тотчас же после появления его в области сознания человека, и обнаруживается оно в виде того или иного отклика чувства по поводу возникшего впечатления или представления. Человек на вторгшееся в его сознание приражение от­вечает ненавистью или любовью www.agac.ru. Побуждаемое сочувствием внимание че­ловека привлекается и как бы приковывается к помыслу, который в душе раскрывается в целый мечтательный образ, заполняя постепенно всю об­ласть сознания и вытесняя оттуда все иные впечатления и мысли.

Человек позволяет своему вниманию медлить на помысле только потому, что пе­реживает, испытывает благодаря этому чувство удовольствия, и тогда воз­никает вторая степень постепенного развития в душе страсти  сдружение или сочетание. Эта степень, как видно уже из названия www.aigh.ru, определяется такой тесной связью внимания с помыслом, таким исключительным преоблада­нием помысла в сознании, что для других предметов там просто не остает­ся места.

Комментарии запрещены.