Ценность как смысловой компонент культурогенеза
В перспективе разумного постижения действительности, как его раскрывает античный философ Платон, прекрасная женщина и прекрасный горшок находятся на одном уровне бытия, поскольку для этих феноменов одинаково характерна связь с идеей Прекрасного. Но в перспективе обыкновенного мужчины прекрасная женщина куда ценней, чем хорошо слаженная посудина, и, напротив, художника подобный горшок может задевать куда более, чем выразительная женщина. В данном случае именно оценочный акт, выражающий восприятие прекрасного конкретной индивидуальности, не позволяет спутать между собой мужчину-обывателя, чуткого к вещам художника и равнодушного до материальной конкретности философа.
Ценности — это идеальные установки субъекта на объект, наделяющее его смыслом значимого или нейтрального, эффективного или бесполезного. Ценностью могут обладать как материальные вещи, так и духовные явления (знания, идеи, представления, впечатления, чувства), но сами по себе ценности имеют духовную природу. Это объясняется тем, что ценности, как и знания, является результатом смыслогенной (смыслопорождающей) активности человека, но в отличие от знания оценочный акт не имеет в качестве задачи тотальное, то есть всестороннее, научное постижение феномена. Проблема в том, что нужна не научная строгость ради абсолютной точности, а словесная строгость ради смысла; точность и смысл различают. Слово как следствие мысли требует точности мысли, а «если мы не мыслим точно, тогда нами играет дьявол», как сказал Мартин Лютер. В свою очередь, слово вызывает потребность в практической реализации, конечный результат которой — культура. Мысль о воплощении слова в дело, самая революционная из всех человеческих мыслей. Еще у древнего грека Демокрита об этом императиве сказано: «хорошо рассуждать, правильно говорить и поступать как должно». Итог: культура — это «тройной посох» (контроль над собой в мысли, слове и деле), с которым можно смело отправляться в долгий и нелегкий путь в поисках самого себя. Следовательно, назначение ценности составляет «взвешивание» феномена на весах, шкала которых задана полюсами колоссального, значимого — нейтрального, малозначительного. В данном случае во внимание может приниматься лишь определенная сторона феномена и даже какой-либо нюанс, а не совокупность всех его сущностных характеристик, как этого требует знание.