«Человеколюбие»

В центре рассуждений Конфуция об обществе, государстве и челове­ческом поведении стоят такие, ставшие впоследствии важными для всей китайской культуры, темы, как Небо (тянь), Путь  «культурность» «сведение к единству» (хэ), «сыновняя по­чтительность»  Небо рассматривалось Конфуцием и большинством его продолжате­лей как источник нравственного и социального порядка. Именно опираясь на такую трактовку Неба, один из создателей конфуцианской традиции, живший уже в IV в. до н.э., предложил трактовку сме­ны эпох правления династий через концепцию так называемого «небесного мандата» получаемого достойным в нравственном отношении человеком и позволяющим ему стать новым правителем и зачинателем но­вой династии. Сила, благодаря которой он получает власть от Неба, носит название «дэ», важнейшим аспектом которой является соответствие нрав­ственным нормам, необходимым для правителя. Именно обладание «дэ» наряду с другими обязательными качествами является признаком того, что человек является тем, кого сам Конфуций и его продолжатели называли «благородным мужем»  Противо­положностью «благородного мужа» в рассуждениях Конфуция был «ма­ленький человек» (сяо жэнь). Конфуций характеризовал «благородного мужа» как справедливого, скромного, правдивого, приветливого, почти­тельного, искреннего, осторожного, владеющего своими желаниями, нена­видящего клеветников и бездумных и т.п. Он никогда не останавливается на достигнутом, он постоянно самосовершенствуется, стремясь постичь Путь. Соответственно, «маленький человек» либо лишен всех этих ка­честв, либо не обладает большинством из них.

Комментарии запрещены.