Чувство наслаждения

Чтобы порвать эту связь и освободить от нее свое сознание и тем самым прекратить испытываемое, необходимо от­влечение внимания напряжением воли, то есть твердая решимость челове­ка оттолкнуться от изображения греха и более на нем не останавливаться и к нему не возвращаться. Если же этого не происходит, то наступает третья степень, на которой воля все более и более склоняется к помыслу, как бы соединяется с ним и образуется решимость осуществить то, о чем говорит помысел и удовольствие от чего он уже предвкушает. В этом случае рав­новесие духовной жизни уже окончательно нарушается и душа целиком отдается помыслу, стремится привести его в исполнение. Эта третья сте­пень именуется склонением воли к предмету этого помысла, согласием ее и решимостью от приятных мечтаний перейти к деятельности с намерени­ем их осуществления. Здесь уже сама воля целиком отдается помыслу, го­това поступить в его распоряжение в качестве исполнительницы его меч­таний. Эту третью степень святые отцы именуют еще «изъявлением согла­сия» на внушаемую помыслом страсть. Однако прежде чем состоится окончательное решение человека перейти к решимости, а иногда и после такого решения, все еще наблюдается и переживается внутренняя борьба между страстным влечением к известному предмету, с одной стороны, и противоположными добрыми влечениями и наклонностями своей приро­ды, своим разумно-нравственным началом — с другой. И только, если в душе человека уже образовался «дурной навык» к помыслу, то есть гре­ховная склонность так глубоко проникла в природу человека, что сдела­лась свойством, постоянным качеством его характера, привычной стихией его настроения, когда человек вследствие этого постоянно думает и мечта­ет о предмете страстного позыва, только тогда вполне и окончательно об­разуется страсть.

Комментарии запрещены.