Душа

Она  наделялась способностью летать, где ей вздумается, и поэтому она могла навещать гробницу по собственному произволу и там воссоеди­нятся с «ка». Она имела как сущность, так и образ; на папирусах она изоб­ражалась в виде сокола с головой и бородой человека, то есть в виде суще­ства, имеющего нагрудное оперение. Эти души могли принимать любой облик, а у одного живого существа могло быть несколько «ба».

«Бау», то есть «одухотворенность», могла также выступать в значе­нии «мощь» или «слава, известность». Позднее это понятие в применении к божеству обозначало карательную или же мстительную силу. Следует отметить, что древнейшие гробничные надписи ничего не сообщают о наличии «ба» у человека. Только после крушения Старого Царства (после XXII в. до н. э.) вместе с распространением связанных до этого только с фараонами заупокойных представлений на остальных египтян распро­страняется учение о присутствии «ба» у обычного человека. В этой ситуа­ции старое понятие «ба» как воплощении всевозможных могущественных сил переинтерпретируется — теперь оно означает неотъемлемую сущность человека, тесно связанную с его земным уделом и силу, сохраняющую присутствие умершего, чтобы, избавившись от тела, он мог продолжать жить в новом обличии. «Ба», подобно «ка», присутствует в человеке с са­мого рождения и уходит в смертный час «из излияний его (человека) пло­ти». В трактате «Разговор разочарованного со своей душой» «ба» в споре с человеком предстает как свободомыслящая душа, которая уже сомневается в обеспечении загробного царства под солнцем — оставаясь приверженной этому миру, душа защищает только его ценности.

В эпоху Нового Царства (XVI-XI вв. до н. э.) «ба» становится само- движущейся силой, олицетворяющей бессмертие. Именно «ба» поддержи­вает жизнь мумии, вот почему на изображениях она держит у носа мумии знак жизни или знак «сладкого дуновения ветра», пробуждающего жиз­ненную бодрость. Попутно с «ба» связывали способность принимать все образы, которые только можно было пожелать, и пребывать во всех, каких только угодно местах. Как правило, перед «ба» изображалась горящая лампада, что, согласно народным поверьям, означало, что он может пред­ставать в образах, которые принимает умерший среди звезд, которые суть не что иное, как скопление маленьких лампадок блаженных «ба».

Комментарии запрещены.