Души человека в Ветхом Завете

Для живого и действующего начала употребляется понятие «нефеш». При этом такая «душа» лишена личной принадлежности и персонального характера, напротив, речь идет об об­щей душе, к которой принадлежат отдельные души. Поэтому слово «не­феш» обозначало человека вообще, выражая, во-первых, представление о человеке как о единстве телесного и душевного, а, во-вторых, представле­ние о непременной связи отдельного человека со всем сообществом людей. Из всего состава человеческого тела книги Ветхого Завета чаще все­го упоминают голову и ее части: «пане» («лицо»), «’айин» («глаз»), «ро’ ш» («голова») и «пол» («голос»), В связи с перемещением внимания с телес­ного на душевное в человеке отмечается «’ахаба» («любовь»), но наиболь­шее значение приобретает «хокма» («мудрость»). Первоначально это слово обозначало знания и способности человека, проявляемые в повседневных занятиях, то есть некоторое хитроумие, кроме того, оно выражало этико­религиозную мудрость, рассуждающую мысль и, наконец, саму убежден­ность, что знание есть сила. Человек состоит из души и тела и в нем постоянно борются добро и зло. При этом добрые и злые намерения и стремления человека тесно свя­заны с двумя почками: одна из них побуждает к добру, а другая — к злу. Учителя Талмуда Амораи утверждали, что почка добра находится справа, а точка зла — слева (см.: трактат Берахот 61а). Ссылаясь на библейскую кни­гу Паралипоменон где говорится, что «очи Йахве обо­зревают всю землю», рабби Меир утверждал, что для сотворения Адама Бог использовал прах земной, взятый из всех стран Йахве, при сотворении человека, проследил его дальней­шую жизнь в течение двенадцати часов, а именно: «В первый час был со­здан прах, во второй час — образ, в третий был сделан «голем» («остов»), в четвертый связаны члены его, в пятый раскрылись его отверстия, в ше­стой дана ему душа (однако, по мнению рабби Йоханана Бен Хенина, это произошло в четвертый час), в седьмой час он встал на ноги, в восьмой ему дана Ева, в девятый он был введен в рай, в десятый он получил заповедь, в одиннадцатый он согрешил, а в двенадцатый он изгнан и ушел

Комментарии запрещены.