Дух

Ум, разум собственно, тоже является органом духа, а значит, если есть первоначальный источник и высшее основание нравственной жизни по вере, то и ум, который является областью теоретического отвле­ченного, нравственно-деятельностного познания, есть способность осо­знания заложенных в душе вероисповедных и нравственных оснований. Ум есть бестелесное орудие постижения, обнаруживающее свое движение через примышление, изобретение и выдумку. Он — изобретатель всяческой мысли, однако, напрямую показать душе стремления разумений он не может, ибо душа воспринимает что-либо только с помощью телес­ных чувств, делает через звуки явными сокровенные мысли. Энергией ума является мысль’5, которая, в свою очередь, подразделяется на помыслы и собственно мысли . Тончайшим проявлением мысли выступает внима­ние7. Умственная энергия не заключается ни в сердце, ни в мозге, в обо­лочке которого имеют свое основание чувственные способности. Будучи распространенным по всему телу и соприкасаясь с каждым его членом, ум, соответственно своим собственным энергиям, делает в членах, обычно пребывающих в своем естественном состоянии, то, что им свойственно, а в бездействующих и немощных членах тела его искусное движение пребы­вает, соответственно, бездейственным и бездеятельным, ибо присваивается он только к тому, что пребывает в своем естественном состоянии. Созданный по образу Божественного, ум, пока он причаствует подо­бию первообраза, вмещает Божественное и пребывает в Нем настолько, насколько может, но, оказавшись вне подобия, лишается красоты, в кото­рой доселе пребывал. Украшаясь подобием красоты Первообраза, он, в свою очередь, украшает собою управляемую им природу.

Комментарии запрещены.