Духовный разум или дух «ху»

Он  представлялся в виде сияющего, светящегося, неосязаемого образа его тела. «Ху» вообще соответствовал целому ряду небесных существ, живших рядом с богами. Подобно двойни­ку («ка»), «ху» мог быть заключен в пределах гробницы. Чтобы избежать этого, необходимо было должным образом произнести особое заклинание.

Еще одна весьма важная часть человеческой сущности, как и ху
ухо­дившая в небеса, именовалась «сехем». Буквально это слово означает «властвовать над чем-либо» и в ранних литературных памятниках оно обо­значало собственно силу, возможность повеления и господства. Она могла следовать и при определенных условиях следовала за своим земным вла­дельцем на небо. Еще одна составляющая человека именовалась «хаибит» («тень»), часто упоминавшаяся в связи с душой и трактующаяся в поздний период как то, что находится возле души. Понятие «саху» означало нетленное духовное тело, которое выходи­ло из гробницы и держало свой путь к богам в небеса. Это нетленное тело замещало смертное земное обиталище души, являясь, таким образом, до­мом души небесной. Создание мумий было необходимо в частности и для того, чтобы эти духовные новые тела «проросли», «зародились» в них. И, наконец, одна из наиболее важных составных частей сущности человека — его «рен» («имя»). Имени вообще придавалось весьма большое значение, ибо его уничтожение воспринимали как разрушение сущности человека. Подобно «ка», «рен» тесно связывалось с личной неповторимо­стью человека. Поскольку ни одна сотворенная вещь не существует без имени, безымянное существо не могло быть представлено богам. Поэтому человек, не имевший имени, с точки зрения божественных сил находился в худшем и плачевном положении, чем самый ничтожный из неодушевле — ных предметов. Увековечение имени считалось важнейшим выражением сыновнего долга, а содержание гробниц в хорошем состоянии, что позво­ляло всем прочесть имена похороненных в них, воспринималось как одно из самых похвальных деяний. Важной ролью наделялось также знание имен божественных существ, дружественных или же враждебных челове­ку: произнесение этих имен давало власть над их носителями, побуждая их выполнять то, что от них требовалось.

Комментарии запрещены.