Двойник

После смерти человека жил в гробнице в изваянии умершего, для которого выделялась особое место, именовавше­еся «домом ка»; за этой территорией присматривал особый жрец, которого собственно и называли «жрецом ка». Двойник наслаждался запахом благо­воний, которые доставлялись в гробницу ежегодно в определенные дни, а также цветами, душистыми травами, пищей и питьем и таким образом по­лучал все те же удовольствия, которые влекли умершего до смерти. Более того, воссоединение «ка» и «ба» (души) трактовалось как условие воскре­шения человека. Воскресший же испытывал потребность или даже нужду в вещах, которые были необходимы ему при жизни, ибо само существова­ние ка в гробнице вполне, если можно так выразиться, телесно, а потому необходимо обеспечить его едой, питьем и одеждой. При этом вовсе не обязательно оставлять для умершего настоящие вещи, достаточно всего лишь их изображения. Можно утверждать, что первоначально двойник «ка» был в пред­ставлении египтян тем, что мы сейчас называем привидением или призра­ком, но в более позднее время с ним уже отождествлялся дух («ху»). Су­ществовало убеждение, что «ка» или «ху» может общаться со своими род­ственниками или друзьями, живущими в земном мире. Но главная роль «ка» или даже несколько «кау» проводить умершего в загробное царство. Что касается «души» («ба»), то само это слово близко по значению нашим понятиям «благородный, величественный, могущественный» и означало вместилище божественных сил человека. «Ба» живет в «ка» и обладает способностью становиться телесной или же бестелесной по соб­ственному желанию. Обращение в «ба» и являлось «одухотворением».

Комментарии запрещены.