Экзистенциализм

Это — направление философии, анализирующее самое главное и самое ценное в человеке, то есть те со­ставляющее его опыта, которые не позволяют его перепутать с иными спо­собами существования (характерными для животных, вещей, иллюзий, Бо­га). Понятие «экзистенция», от которого было произведено его название, применительно к человеку означает всегда открытую возможность — речь идет о способности человека к ранее не наблюдаемым в отношении него проявлениям. На таковую указывали и корифеи модернистской метафизи­ки Ф. Ницше и С. Кьеркегор, с работами которых связывают исток экзи­стенциального мышления. Заходя к человеку из областей возможного, эк­зистенциалисты приходили к закономерному выводу, что человек — это сущее, способное все к новым и новым манерам существования. Почему? Потому что в отличие от всего иного, человек есть парадоксальное суще­ство с пустой сущностью. Это означает очевидный факт: нет такой реаль­ности, которая служила бы программой, однозначным рецептом существо­вания для всех представителей человеческого рода.

И поэтому закономерно рассматривали стереотипный опыт человека в качестве ущербной, неполноценной стратегии проживания. Обладание экзистенцией — единственная сущностная характеристика человека, но она есть возможность абсолютно нового действия, потенция для чистого само — созидапия. Отвечая на вопрос о подобной парадоксальной устроенности человека, экзистенциалисты описали те опасные прибавки к сугубо стерео­типному бытию, что делают человека единственным видом живого, реали­зующим отхождение от правил в качестве наиважнейшей потребности. Согласно экзистенциалистам, человек начинает существовать в полной мере, подлинно и во всем доступном для себя масштабе, когда на свой риск и страх предпринимает жизненные шаги, отличные от всех известных культуре. Речь идет о творческом созидании образа жизни. Условиями та­кового выступают неотъемлемые характеристики человека — живущее со­знание, неудовлетворимое желание, культурная традиция и язык. Именно они представляют собой ту опасную прибавку к органической организации человека, что делает его вечно ускользающим от завершенного определе­ния, а, следовательно, и для тотального контроля существом.

Комментарии запрещены.