Философский лексикон

Это один из путей, которым (метафорически) в вошли медицинские термины и смыслы. Это, в свою очередь послужило поводом для представлений об «испорченности» (kakia) души, не увлеченной философией: как люди об­ращаются к лекарям при болезнях тела, так они обращаются к философии, когда понимают, что душа их больна. Искусство врачевания недугов тела называлось иатрией, искусство же врачевания души стало называться те­рапией. Так, метод Сократа, который в своих наставлениях из всех искус­ств чаще выбирал медицину, называли гомеопатией (Олимпиодор, Прокл). Иногда философские школы называли «иатреонами» (Хрисипп, Эпиктет) — лечебницами, но в русском языке есть более подходящий перевод — про­филакторий (обучение чаще не занимало всего времени и не требовало изоляции).

Философ-стоик Луций Анней Сенека указывает, правда, еще и на то, что выздороветь труднее, если не знаешь о своей болезни. Понимая это, многие до Сенеки одним из «упражнений» при овладении искусством жизни считали внимательное отношение к себе. Для занятий философией необходимо подготовиться, что и входило в специальную область «враче­вания души» — пропедевтику (propaideuticon). Универсальность такого подхода для философии доказывает тот факт, что и в новоевропейской фи­лософии появлялись специальные сочинения — «философские пропедевти­ки» (например, Г.В.Ф. Гегеля, или П. Наторпа). В античной риторической традиции в пропедевтических целях использовали специальный прием — «увещевание» (protreptikos), что также нашло выражение и в литературной форме (наиболее известен «Протрептик» Аристотеля).

Комментарии запрещены.