Философы классической Греции

Они сами по себе мало повлияли на ми­ровоззрение большинства граждан, но стремление к истине (aletheia) и бла­гу (agathon) в качестве установки на познание себя все же проникало в массовое сознание. Особенно интенсивно интеграция философских идей и учености античной элиты в повседневность простых граждан проходила в Древнем Риме. Но и в греческой и в латинской культуре средством (orga­non) этой интеграции служила традиция классической риторики. Именно риторическое наследие Платона и Аристотеля, получило мощнейшее раз­витие на закате античной эпохи. Только оно могло предоставить людям те общие места (topi ка) в которых происходила встреча античной мудрости с античной же повседневностью. Именно благодаря приемам греческой ри­торики стало, в частности, возможно распространение в Древнем Риме христианской религии, для чего наиболее часто использовался жанр ан­тичных логий — «речений».

Распространение риторических приемов в жизни высокопоставлен­ного гражданина или простолюдина способствовало формированию ново­го, эллинистического типа повседневности, в котором господствовали ла­коничность, прагматизм, функциональность. Так формируется новый, отличный от классического греческого, человек дела, человек статуса — «homo oeconomicus». Но будем помнить, что среди наиболее интенсивных факторов формирования нового человека можно назвать и развитие техни­ки, например, измерительных приборов. То великое значение, которое имела риторика для человека антично­сти, приводит к тому, что средневековый человек начинает жить в мире тайных смыслов, иносказаний, Божьих знамений и посланий. Таким обра­зом, посредством новых фигур жанров и стилей мифо-поэтическая и рито­рическая традиция античности соединяется с этосом христианской культу­ры. Необходимо было при помощи языка оживить раннее греческое, уже забытое, переживание удивительного, сверхъестественного, сакрального. Но средневековье оказалось в нелегкой, даже противоречивой ситуации, потому что античная культура оставила в наследство проблематичную для решения первой задачи мировоззренческую установку — видение мира симметричным, пропорциональным. И это стремление к пропорции, про­являющееся во всех сферах средневековой жизни позволило сосущество­вать людям и сверхъестественным существам, миру дольнему, и миру гор­нему.

Комментарии запрещены.