Формирование образа жизни

Но вернемся к античному образу жизни. Обозначенная выше «забота о себе» предстает как «безусловное требование», что говорит об универ­сализации этой установки в среде античного города независимо от соци­ального статуса, возраста или профессии. Ведь всякому гражданину необ­ходимо стремиться к благу. Но, к примеру, Платон полагал, что не всякий способен достичь намеченной цели: идеальное государство — это господ­ство лучших над худшими. Так со временем появляются идеи о врожденном характере истинных добродетелей. Для достижения поставленной цели лучшие граждане должны посвятить себя занятию той наукой, тем искусством, предметом которого и является благо, и которое находится с благом в родстве, непосредственно определяя жизнь человека. Речь идет об искусстве политики. В диалоге «Алкивиад», например, Пла­тон затрагивает проблему воспитания достойных и указывает на популяр­ную тогда спартанскую модель такого воспитания. Но попробуем взгля­нуть на общие черты культивации культуры человеческих потребностей в античности. Механизм, который прямо или косвенно осуществлял эту функцию, в древности обозначался термином Греческая пайдейа, к началу V в. обозначавшая просто уход за детьми, немного позже стала представ­лять собой универсальную технологию приведения человека к некоторой идеальной форме Ошибочно понимать пайдейю просто как воспи­тание, она скорее представляет собой образование человека в прямом смысле слова. Человека в первую очередь живого, действующего, мысля­щего и политического. Действие пайдейи основано на противопоставлении разумного, фронетического и эмоционального, аффективного. Так созда­валось то напряженное бытие, которое ранее было названо греческим. Искусства являются главными носителями пайдейи, но пер­востепенным значением обладают искусства владения речью (философия, риторика, поэзия). Коль скоро это так, осуществляется посред­ством трех взаимозависимых видов правильного отношения: отношение к самому себе, отношение к учителю, отношения к собеседнику. Все эти виды основаны на внимании, здравомыслии, дисциплине поведения и ре­чи, и конечно содружестве.

Комментарии запрещены.