Формировании личности в детском и под­ростковом возрасте

Исследования Л.И. Божович и сотрудников ее лаборатории экспери­ментально подтвердили, что в системообразующим признаком структуры личности выступает ее направленность, которая представляет собой устойчивое до­минирование некоторых мотивов деятельности и определяет целостность, целенаправленность поведения и всей жизни индивида. Рассматривая ценностные категории личности в системе формирова­ния активности, В.А.Ядов обращает внимание на многозначность понятий «ценность и ценностная ориентация». В аксиологии — философской дисци­плине, изучающей проблемы ценностей и оценочной активности сознания это идеальные образования, выражающие один из высших уровней бы­тия и отношения к ним человека; в социологии эта проблема общесоци­альных регулятивных механизмов, где ценности общества рассматривают­ся как элемент культуры, выполняющие по отношению к личности норма­тивные функции; в социальной психологии — это результат социализации индивида, его адаптации к групповым нормам и требованиям, высших мо­тивационных структур жизнедеятельности. Таким образом, включение ценностных ориентаций в структуру ин­дивидуальности человека позволяет установить наиболее общие социаль­ные детерминанты формирования мотивации поведения, истоки которой следует искать в воздействии социально-экономической природы обще­ства, его морали, идеологии, культуры, в особенностях взаимовлияния классового и социально-группового сознания той среды, в которой форми­руется индивидуальность и где протекает повседневная жизнедеятель­ность.

Комментарии запрещены.