Французские материалисты

В качестве камертона для звучания различных человеческих фено­менов биологию начали использовать. Прежде всего, философ и врач Ж.О. Ламетри последовательно развивал мысль о зависимости психических состояний и поведенческих стратегий человека от морфологии его органов чувств и нервной системы. Так в своем раннем труде «Естественная история души» Ламетри метафорически определяет душу как колокольчик часов, механизм которых представлен нервной си­стемой. Здесь же он трактует тревожный человеческий тип и постоянное для него чувство неудовлетворенности «плохим устройством» нервных клеток, которые не способны довольствоваться однообразными возбужде­ниями.

Впоследствии эту тенденцию разовьет П.Ж.Ж. Кабанис, аттестовав­ший физиологию как универсальный инструмент для разрешения разно­родных теоретических проблем. Например, в труде «Очерки патологиче­ской истории» он свяжет историческое развитие Франции с состоянием здоровья представителей ее политической и интеллектуальной элиты, рас­сматривая переломные события жизни де Сада, Руссо, Людовика XVI и пр.

сквозь призму их физиологических недугов. В отношении потребностей эту сугубо физиологическую трактовку доведут до предела материалисты

XIXвека — К. Фохт, Я. Молешотт и JI. Бюхнер. Все они будут отстаивать тезис, что потребность в мышлении есть лишь следствие усложненной ор­ганизации центральной нервной системы человека. Так JI. Бюхнер объяс­няет различие силы потребности в расширении образования, культурного опыта у представителей разных слоев социума различием размера их го­ловного мозга. И данная линия биологизаторства человека сформировала крайне примитивный взгляд на его потребности. Согласно ее представите­лям, более всего человек стремится досыта есть, длительно спать и полу­чать большое количество тепла и света. Именно удовлетворение этих по­требностей приводит к

Комментарии запрещены.