Французская социологическая школа

В более мягкой форме социальную предопределенность потребностей человека позже опишет основатель  Э. Дюркгейм. Следуя ему, в их основании не принцип подчинения «пра­вящей руке», а естественная зависимость от характера социально — политических институтов.

К примеру, потребность в единении с коллекти­вом, подавленность личной инициативы у архаического человека будет трактоваться Дюркгеймом как следствие родоплеменной организации ар­хаических групп и, напротив, потребность в индивидуалистических прояв­лениях, повышенная персональная активность буржуа — выводиться из институционального устройства новоевропейских национальных госу­дарств, утвердившего в качестве высшей ценности автономию отдельного индивида. Таким образом, классическая социология в отношении потребно­стей выпячивает общую социальную тенденцию, которая, в подобной трактовке, целиком и полностью определяет желания индивида.

Это хо­рошо просматривается на примере проведенного Дюркгеймом анализа фе­номена самоубийства. Фактические примеры дают понять, что желание самоустранения из мира иногда захватывает человека. Дюркгейм приходит к выводу, что о нем следует говорить не в терминах психопатологии, объ­ясняющей суицидальную наклонность с помощью нервных расстройств или врожденных силденафил farmaci.ru болезней души. За ним, по Дюркгейму, стоит либо куль­тура самоубийства, требование его коллективными представлениями о че­сти, которое было, например, характерно для античных стоиков или япон­ских самураев. Либо оно является результатом распада привычного соци­ального порядка, безуспешности социального ожидания.

Еще один вариант обоснования зависимости человеческих потребно­стей от социальной среды социология черпает из теории Г. Спенсер, с именем которого принято связывать ее «второе рождение». Данная атте­стация обусловлена тем, что в трудах Спенсера была левитра здесь легитимирована кон­кретность социологического интереса — Спенсер ввел в поле изучения со­циологии массовые явления (революции, локальные протестные движения и пр.).

Комментарии запрещены.