Гуманистическое осмысление человека и его потребностей

Отличительным философско-эстетическим явлением эпохи Возрож­дения стал гуманизм. Гуманизм противостоял духовному господству церк­ви, выступал против феодальных привилегий, носил светский характер, от­стаивал новый, кардинально отличный от средневекового, взгляд на чело­века и его место в мире. В противовес церковному аскетизму средневеко­вья новая гуманистическая этика провозгласила право на естественные потребности и предпринимательскую деятельность. В новых условиях стал формироваться идеал свободной, гармонической, всесторонне развитой творческой личности. Характерной чертой нового мировоззрения стал антропоцентризм. Центром мироздания был объявлен человек, понимаемый отныне как наиболее совершенное творение природы. Вместо традиционного прини­жения человека он объявляется высшей ценностью. Антропоцентризм утверждал величие человека, высокое предназначение в мире, силу его ра­зума и воли. Он потребовал ценить человека не по сословной принадлеж­ности или размерам состояния, а по личным заслугам и достоинствам.

Идейные истоки взглядов гуманистов на человека, на его потребно­сти восходят к античному наследию. У классического греческого филосо­фа Аристотеля они открывают близкое им понимание человека как един­ства души и тела, признание необходимости удовлетворять его телесные потребности. Благодаря мыслителям Возрождения было восстановлено учение эллинстистического мыслителя Эпикура, отвергнутое средневеко­вьем. В его учении их внимание привлекло гармоническое понимание че­ловека, природное обоснование его человеческих потребностей, оправда­ние его чувственной природы.

Комментарии запрещены.