Идея необходимости следования людей общим социальным установ­кам и нормам

Она детально разработана в работах О. Конта. Во-первых, уна­следовав от своего учителя А. Сен-Симона тезис о необходимости иссле­дования социума по аналогии с природой, Конт постулировал действие в нем «вечных законов». Причем в качестве основной закономерности он рассматривал «временность» любой социальной структуры. Отсюда и вы­растает охранительное воззрение ранней социологии: социальные институ­ты, развиваясь «естественным образом», не нуждаются в коррекции — лю­бая насильственная перестройка их, согласно Конту, провоцирует ухудше­ние совместной жизни людей. Поэтому действия индивида должны направляться потребностью беспрекословного подчинения им. Человек должен трудиться на общее благо и действовать в соответствие с директи­вами «правящей рукой» власти — таков облик главных потребностей, к ко­торому, с точки зрения Конта, должны стремиться люди.Второй фундаментальный закон социальной жизни, выделенный Контом, — это закон социальной динамики. Он заключается в том, что с развитием социальных структур совершенствуются и сущностные спо­собности человека «ум и общительность». Эту идею прогрессивного раз­вития природы человека Конт позаимствовал у философа-просветителя и экономиста Ж. Тюрго, уже в XVIII веке выдвинувшего тезис о прохожде­нии социума по прогрессивной линии через три стадии — религиозную, спекулятивную, научную. На основании этого заимствования Конт прихо­дит к выводу, что наука, чтобы освободить ум человека от вымыслов «тео­логии и философии», должна стать достояниям всего общества. Следова­тельно, потребность в образовании, просвещающем человека в области научного знания, должна быть для каждого человека первоочередной. Ее Конт и предлагал развивать с помощью ряда принудительных мер. В этом моменте обнаруживается внутренняя противоречивость теории Конта: общество естественным образом должно прийти к научному сознанию, од­нако, воспитывать его у человека необходимо «сверху», с помощью власт­ных принуждений.

Комментарии запрещены.