Иррациональные и даже ми­стические основания культурной традиции

В этом контексте были акцентированы. Прибегая к различной аргу­ментации, все данные мыслители утверждали, что дух культуры не укла­дывается в объяснительные схемы: в своих носителях он проявляется наподобие инстинкта, необходимости поступать только определенным об­разом. Определенность действия в данном случае понималась как воспро­изведение принципов совместной жизни предков. Конечно, сила такого неосознаваемого властителя душевных и духовных свойств определенного народа раскрывалась по-разному: например, Гердер утверждал, что куль­тура — это идея Бога, и постольку она воздействует на своих носителей с неизбежностью судьбы, Шпенглер в качестве основания культуры рас­сматривал «коллективный бессознательный символ», конденсирующий в себе память пространства, в котором она некогда возникала. Но, фикси­руя иррациональное основание культурной традиции, все они приходили к единогласному выводу: человека она взывает к реальности рода, устоев предшествующих поколений, т.е. пробуждает в нем потребность в сохра­нении чистоты уклада жизни предков, в очищении его от заимствованных элементов. Менее воинственные трактовки культурной традиции были разрабо­таны культурными и социальными антропологами. В этом контексте под культурной традицией, как правило, подразумевалась нормативная про­грамма жизни, регулирующая все поведенческие ряды ее представителей. Содержанием культурной традиции, согласно данному подходу, выступа­ют установленные в качестве общепринятых каждодневные действия, осуществление которых автоматически проводит различие между «челове­ческим» и «нечеловеческим». Таким образом, под культурной традицией подразумевалось все то, что не могут не делать члены определенного кол­лектива, если, конечно, еще хотят считаться людьми. Неслучайно, что не­которые из сторонников данного подхода в своих исследованиях опреде­ленной культуры использовали метод включенного наблюдения, который предполагал, что антрополог поселяется в определенном коллективе и ве­дет регулярную запись о действиях в нем проживающих людей. Таким об­разом выявлялись их наиболее довлеющие социальные привычки, на осно­вании которых и формировался общий вывод о характере культурной тра­диции.

Комментарии запрещены.