Исследования потребностей в социально-культурной и исторической антропологии

В других направлениях антропологии феномен потребностей не явился центральным предметом исследований, но в ходе последних все же был сформулирован ряд небезынтересных выводов о нем. Интерес для нас, прежде всего, представляет социально-культурная антропология, в рам­ках которой потребности раскрывались как элемент социальной, матери­альной и духовной организации культуры.

С момента собственного учреждения («Первобытная культура» Э. Тайлора (1871 г.), «Древнее общество» JT. Моргана (1877 г.) интерес со­циально-культурной антропологии был сосредоточен на коллективах, чей тип организации и ценностные феномены полностью чужеродны европей­ской культуре. В научной литературе данные коллективы представлены как «примитивные», «архаические», «туземные». Установку на их непред­взятое исследование формирует организатор первой профессиональной школы американских антропологов Фр. Боас. В докладе «История антро­пологии» (1904 г.) он высказывает предложение отказа от рассмотрения неевропейских культур с применением линейных схем, которыми злоупо­требляли первые культурные антропологи-эволюционисты Тайлор и Мор­ган. Отсюда — поиск культурной антропологией обоснования внутреннего богатства неевропейских культур, сбор огромного эмпирического матери­ала о реалиях жизни их представителей. Тридцать лет спустя видный французский антрополог и этнограф М. Мосс впрямую заявит о бессмыс­ленности обвинений в неразвитости архаических коллективов. В работе «Техники тела» (1935 г.) он выступит против того, чтобы представителей новозеландское племя маори называли «примитивными», замечая, что в некоторых отношениях, «они выше кельтов и германцев».

Комментарии запрещены.