Исходная загрузка желания

Идея о том, что куда более обуславливает душевную организацию человека, нежели чем все его нормированные культурой проявления вообще-то не нова. Еще французский просветитель Ж.-Ж. Руссо настаивал, что самое лучшее для человека — это научиться до­водить до реальности собственные естественные порывы. В этом отношении показателен его роман «Юлия, или новая Элоиза», где невзгоды любовного опыта героев вызваны придавленностью же­лания каждого из них различными культурными установками. Руссо настаивал, что бесконтрольными страстями человек наделен от рождения и сами по себе они хороши, Фрейд же обосновывал первостепенность в формировании специфики желаний детских переживаний полноты удо­вольствия и ее последующей утраты. И поскольку психоанализ был сформирован в контексте клинической практики, подразумевающей терапевтический эффект любой гипотезы, все последующее развитие теории Фрейда протекало в русле конкретизации эмансипирующей от психических расстройств терапии. Поэтому любое неофрейдистское рассмотрение психики предлагает оригинальную модель не только обнаружения, но и избавления от личностных и социальных па­тологий. Для современной эго-психологии, в основании которой лежат работы дочери отца-основателя психоанализа А. Фрейд и Э. Эриксона, таковой яв­ляется игра с социальными идентичностями, посредством которой инди­вид свободно меняет социальные маски в зависимости от собственных настроений, прагматических задач и смысложизненных решений. Для ана­литической версии психоанализа, развиваемой преимущественно амери­канским философом языка Д. Дэвидсоном, в качестве таковой предстает научение свободному использованию языка, предполагающему совершен­ствование лингвистических способностей индивида путем создания инди­видуальных арго и литературного творчества. В контексте органицисткого направления психоанализа, представленного исследованиями и терапевти­ческой деятельностью В. Райха и А. Лоуэна, подобная эмансипирующая функция предписывается возвращающим к животности практикам — не учитывающим социальные табу проявлениям сексуальности, не легитими­рованным в культуре техникам тела, доязыковому использованию голоса.

Комментарии запрещены.