Иудейская трактовка человека

Иудейская культура возникла на основании наиболее ранней моно­теистической религии, сформировавшейся в I тыс. до н.э. в Палестине. Ее духовным центром следует считать Моисеево Пятикнижие, текст кото­рого, согласно традиционной точке зрения, записан Моисеем, пророком и законодателем, сплотившим разрозненные племена древних израильтян в единый народ, со слов самого Бога. Ветхозаветные Пятикнижие Моисея и книги пророков, освещающие сотворение всего существующего единым Богом Яхве, открытие Божественного завета еврейскому народу и древ­нюю историю этого «богоизбранного народа», составляют канон священ­ных книг иудаизма. Кроме того, принципы еврейского общежития склады­вались под влиянием традиции письменного комментария и толкования канона, получившей оформление в Талмуде — многотомном своде религи­озно-этических, законодательных предписаний и множества бытовых сю­жетов (медицинских, магических и др.) из жизни еврейского народа.

Одно из самых известных слов, передающих ветхозаветное пред­ставление о человеке, это «’ адам» (в Ветхом Завете оно упоминается 547 раз). Собственно, слово это, происходя от «’ адм» («быть красным») или «’ адам» («кожа»), близко к слову «’ адама» («земельная собственность, пахотная земля, почва, царство мертвых»), выражает обособление человека от природы, от животного мира и различение его от Бога. В этом понятии, учитывающем действием сотворения человека Богом, присутствует отте­нок признания слабости человека перед Творцом и его зависимости и че­ловечества в целом от Бога. Представления о человеке Ветхого Завета пе­редают также понятия «иш» и «ишша», обозначающие соответственно «мужчину» и «женщину»: мужчина и женщина, супруг и супруга здесь выражают, главным образом, связь каждого отдельного человека с домом, общиной, городом, народом, обозначая, таким образом, положение челове­ка в обществе и род занятий.

Комментарии запрещены.