Классический социологический взгляд на человека

Он предполагал, та­ким образом, рассмотрение человека как представителя различных соци­альных групп и институтов, как исполнителя социальных ролей. Человек в своем поведении ориентируется на ценности и нормы, ведет себя в соот­ветствии с теми ролевыми ожиданиями, которые на него возлагает обще­ство, зная, что за выполнение своих ролей он будет награжден, а за невы­полнение — наказан. Способы, которыми человек добивается своих целей, продиктованы не только и не столько рассудочным расчетом, как предпо­лагает классическая экономическая теория, сколько эмоциями, ценностями и традициями. Человек рассматривается как часть социальной общности, поскольку он не свободен от ее влияния. Поведение человека детермини­ровано нормами, принятыми в коллективе и обществе. В этом смысле цен­ности, мотивы поведения и потребности также формируются у отдельно взятого человека под влиянием целого ряда социальных факторов, таких как уровень развития общества, особенности протекания социализации и т.д. Однако уже к концу XIX в. М. Вебер на первый план социологиче­ского изучения выводит социальные действия людей. Он писал, что глав­ной задачей социологии должно стать понимание смысла и значения чело­веческих действий и с учетом этого — раскрытие причинных законов раз­вития общества. Традицию такого подхода продолжили М. Хальбвакс и Б. Малиновский, для которых взаимосвязь человека и общества функцио­нальна. В системе современного социологического знания проблемы челове­ка продолжают занимать одно из центральных мест. В настоящее время социологические концепции человека демонстрируют по большей части две крайности. С одной стороны, человек рассматривается исключительно как продукт социальных отношений (марксизм, бихевиоризм, структурно­функциональный подход), с другой, преимущественное внимание обраща­ется на личность человека, игнорируя при этом социальный контекст (пер­сонализм).24 Основные линии проблематизации человека современной со­циологией сводимы к следующим:

Комментарии запрещены.