Концепции эволюционного креационизма

Которые рассматривают эволюцию как орудие Творца и его замысла в отношении мира и человека. Однако и в последнем случае, когда по отношению к человеку применяют­ся такие понятия, как «эволюция», «видообразование», божественный акт сотворения бессмертной человеческой души считается недоступным науч­ному пониманию. Приведенная типология разработана, прежде всего, для христианских конфессий, но к тому или ином типу в рамках нее могут быть отнесены и креационистские воззрения других религий. Креационистские теории, претендующие на научность, дистанциру­ются от религии, однако предполагают наличие Творца, устроившего сложный и целесообразный мир живых существ. Пример — так называемая теория разумного замысла, опирающаяся на антропный принцип. Со­гласно данному принципу («слабый антропный принцип»), наблюдаемые во вселенной соотношения между фундаментальными физическими пара­метрами, которые способны привести к возникновению разумной жизни, потому имеют место, что только в такой вселенной мог возникнуть чело­век. Иными словами, вселенная должна иметь свойства, позволяющие развиться разумной жизни, или же —
(«сильный антропный принцип») вселенной нужен наблюдатель — разумный человек, и потому она такова, какой мы ее знаем. Сторонники теории разумного замысла делают на ос­новании сказанного далеко идущий вывод: поскольку свойства вселенной, обусловившие наше бытие, наблюдаются в самом деле, значит, существу­ет проект Творца по созданию человека. Яркий пример синтеза религиозных, философских, культурологиче­ских, естественнонаучных идей являют собой работы Пьера Тейяра де Шардена — геолога, палеонтолога, археолога, антрополога, католического священника и богослова. Главным его трудами являются «Божественная Среда» и «Феномен человека». Данный автор, наряду с В.И. Вернадским, считается создателем теории ноосферы (сферы разума). Ноосфера, соглас­но Тейяру де Шардену, — это особая «мыслящая» оболочка Земли, вопло­щением которой стал человек как единственное думающее существо. Бо­жественное начало в форме жизненной энергии пронизывает всю вселен­ную в ее неорганической, а потом и в органической части, постепенно усложняет и совершенствует мир.

Комментарии запрещены.