Кризис культуры

Выразил в тезисе: культура больна, человечество больно, человек болен и вырождается. Человек и культура нуждается в лечении, которое необходимо начать с тотальной «переоценки всех ценностей» тра­диционной культуры. Ницше считал, что человек должен быть преодолен как вид. Он констатировал: «человек есть нечто, что следует преодолеть». Идеалом культуры и человека для Ницше является древнегреческая циви­лизация с господством дионисийского
начала, в котором приоритет отдает­ся игре жизненных сил, воле к жизни без диктатуры разума. Разум главен­ствует в другом начале культуры — аполлоновском,
которое характеризует­ся бытийной и космической гармонией. Аполлоновское и дионисийское — понятия, введенные в аналитику человека и культуры Ницше для обозначения основных принципов куль­туры. Дионисийское (от имени античного бога виноделия Диониса) харак­теризует стихийное, иррациональное природное начало, вызывающее в че­ловеке состояние животного ужаса и блаженного восторга, близкие к со­стоянию алкогольного опьянения. Аполлоновское (от имени бога муз Аполлона) определяется упорядоченностью, гармоничностью, подража­тельностью, восходящим к сновидениям, в которых человеку являются образы богов, а человеку искусства являются прообразы их будущих тво­рений. Эти начала находятся в постоянном диалектическом противостоя­нии, однако, стремятся друг к другу для достижения гармоничного един­ства.

Согласно Ницше, начиная со времен Ветхого Завета и в христиан­ский период, обороты набирает кризис культуры и человечества, который выразился в декадансе жизненных сил их представителей, а как следствие обмелении распространяющихся жизненных стилей. Основными чертами такой деформации в культуре он называет господство «стадного человека» с массовым сознанием, «плебейство духа» и ложь в морали. Ницше, требуя переоценки ценностей в культуре, вопрошает: «Кто сказал, — «это — добро, а это зло», «это — истина, а это — ложь? Кто говорит?».

Комментарии запрещены.