Культу­ра и цивилизация

Но так как все это в культурном опыте тесно переплетено, то описывают один и тот же объект, хотя подчас с разных точек зрения. Отличия между ценностью и потребностью в культуроло­гическом анализе человека трудно провести отчетливо, и чаще всего эти понятия рассматриваются во взаимосвязи.
Исследуя человека как пред­ставителя определенной культуры, мы, прежде всего, говорим о духовной стороне его системы ценностей, а материальную сторону определяем как второстепенную. Анализ потребностей приводит к обнаружению воздей­ствия на эту систему психологических и социально-экономических факто­ров. Учитывая данное взаимовлияние, ценность и потребность целесооб­разно рассматривать как один и тот же объект, хотя и представленный в собственных различных аспектах.

Каждая культура порождает свою культурную модель, которая явля­ется «кратким содержанием» ее развития. Исследуя человека, мы исследу­ем его культуру. В культуре воплощается идентичность человека, меха­низмы культуры делают человека самим собой. Полностью замкнутых, изолированных культур не существует, так как народы и этносы живут в непрерывном общении друг с другом, и оно составляет не случайную, но фундаментальную сторону различных культурных моделей. Иными слова­ми, культурный обмен является фундаментальной реалией принципиально любой культуры, данный механизм является проявлением одной из ключе­вых потребностей человека — потребности общения. Многие исследователи разделяют цивилизации на «цивилизацию За­пада» и «цивилизацию Востока». Это обобщение помогает выделить два различных отношения к основным ценностным системам и является по­лезным для понимания взаимодействия этих двух типов культур. С таким же успехом можно говорить о «культуре Запада» и «культуре Востока», так как в данном анализе между собой соотносится целый спектр разнооб­разных критериев, включающих как духовные параметры, так и матери­альные аспекты.

Комментарии запрещены.