Материальное основание античной культуры

Как видно из рассмотрения в данном разделе других традиционных культур, в истории имеет место переломный момент (около VI в. до н.э.), когда формируется совершенно новый способ существования человека. Этот момент характеризуется возникновением в различных, географически отдаленных регионах духовных или мыслительных построений, связанных с переменой образа жизни человека, требующих от него новых поведенче­ских стратегий. Указанный период назван немецким философом Карлом Ясперсом «осевым временем». В развитии же европейской культуры ре­шающим этапом является античная цивилизация с ее глубоким понимани­ем сущности человеческого и мощными механизмами культивации по­следнего. Все то, что составляет уникальность античной культуры, можно сказать внезапно возникает в «осевой» период истории человечества и с легкой руки религиоведа и культуролога Жана-Пьера Вернана называет­ся теперь «греческим чудом». Речь идет о своеобразной интеллектуальной революции: более или менее внезапно духовный взор человека меняет свою исходную точку. Это обращение точки зрения на мир связано с зарождением античной полисной демократии. На смену хаосу древнего поэта Гесиода приходит космос классической Афинской философии. Формирование нового социального устройства обусловило и структуру повседневности древнего грека, что не могло не сказаться на нуждах и чаяниях гражданина полиса. Понятие по­требности обретает некоторый смысл лишь в повседневной деятельности человека, связывается с рядом конкретных объектов, способных ту или иную потребность удовлетворить и немыслимо без понятия о субъекте по­требности. Таким образом, рассмотрение мира повседневной жизни в Древней Греции сопряжено с рассмотрением комплекса представлений о человеке характерных для греческой культуры. Что же такое есть человек античности?

Комментарии запрещены.