Место сакрального и специфика удовлетворения потребности в познании в опыте архаического человека

Общим местом антрополого-этнологических исследований выступа­ет утверждение о целостном восприятии мира архаического человека, то есть таком восприятии, при котором мир представлялся как единый кос­мос, все части которого взаимосвязаны и живут своей внутренней жизнью. Ограничиваясь в своем быту кочевника только самым необходимым, он был наделен небольшим постоянным числом потребностей. Основной среди них являлась сохранение верований и исполнение предписаний мифа

с верованиями и мифами архаический человек не расставался никогда. Сами верования и мифы в качестве стремления понять и объяснить мир возникали не только как плод обыкновенной человеческой любознатель­ности, в их основе лежало еще и волевое начало как стремление овладеть и управлять миром. Именно познание как средство власти оказалось еще одной из первейших потребностей архаического человека.

Можно говорить, что это познание было исключительно религиоз­ным, а в основании религии лежит понятие священного. Человеческое сознание, равно как и сама культура, расколото надвое — на область обы­денного (или профанного)
и на область священного (или сакрального). Пе­реступая грань обыденного, человек переживает чудесное превращение — он начинает мыслить и чувствовать по другому. Выпав из обыденного времени, перейдя в сакральное, он входит в мир явлений и событий, для­щихся бесконечно. Таковыми являются все события мифологии или свя­щенной истории. Именно их архаический человек оживает и возобновляет в ритуале. Сам участник архаического ритуала далеко не актер, ибо и в своем сознании и в сознании окружающих в нем на время ритуала вопло­щается какое-либо мифическое существо.

Комментарии запрещены.