Научная почв дисциплины

Что каса­ется, то она использует выводы анализа чело­веческих потребностей большого числа наук (от философии до биологии), но единства точки зрения она достигает, обращаясь к проблематике необ­ходимых феноменов человеческого бытия в том виде, в котором она разра­ботана философской антропологией. Работы философских антропологов показали, что природа человеческих потребностей раскрывается в стрем­лениях человека к таким целям, к которым иные живые существа испыты­вают полное безразличие. Именно это понятие уникальности формы при­сущих человеку потребностей для нашей дисциплины является базовым. Один из создателей философской антропологии X. Плеснер описы­вал уникальность человеческого положения в мире через понятие эксцен­тричности. Оно выражало классическую философскую идею о человеке как существе, умеющем изымать себя из любой жизненной ситуации, ди­станцироваться от любого факта собственного опыта, отличать себя от любого своего переживания.
Классическая философия выражала ее в понятии ноуменальности человеческого существа, фиксирующем в чело­веке не регистрируемое органами чувств ядро, которое позволяет ему дей­ствовать без оглядки не только на запросы и условия внешней среды, но и на собственные переживания. Для нас значимо, что хорошая биологиче­ская образованность не помешала Плеснеру выступить сторонником этого классического философского взгляда на природу человека. Расставленные понятием эксцентричности акценты на вненаходимости человека по отно­шению к природной жизни и на умении отличать себя от всего фактически данного в крайней степени правомерны. Конечно, человек как специфиче­ский род живого имеет некоторую примету родства с животными — это его инстинктивные требования (питание, необходимость восстановления сил, продолжение рода, самозащита в случае нападения и т.д.). Но человек становится собой лишь в той мере, насколько развита его способность к принижению животного в себе — инертности сложившихся привычек и неотступности естественных запросов. Чтобы уловить соб­ственную человечность, опишем ее ближайшего антагониста — животный способ жизни.

Комментарии запрещены.