Ненормативное развитие потребностей

Как ни странно, служит укреплению социальных институтов. Носители откло­няющихся от социальных норм запросов провоцируют повышение актив­ности существующих социальных структур или приводят к их усложне­нию. Когда, скажем, кто-либо в современной России не желает трудиться, употребляет психоактивные вещества и протестует против деторождения, он тем самым обеспечивает функционирование системы пособий по безра­ботице и создает повод для развития общегосударственных программ под­держки семьи и борьбы с наркоманией и алкоголизмом. Иными словами, отклонение потребностей от социальных норм приводит к ре-стабилизации социальной системы — возникновение отклоняющихся элементов она ис­пользует для усиления или развития механизмов контроля над ниш. Итак, основная линия развития классической социологии отстаивала принцип социального управления человеческими потребностями. Однако, в социологии существует и более лояльная тенденция соци­альной трактовки определенности человеческих потребностей. Ее развива­ли немецкий социолог Ф. Теннис и французский социолог М. Хальбвакс. Согласно им, человек на уровне своей врожденной природы имеет есте­ственную потребность разделить собственную жизнь с кем-либо еще. Поэтому люди испытывают радость, участвуя в совместном опыте. Этим объясняются их потребности в создании семей, в тесной коммуникации с друзьями и соседями, в памяти предшествующих поколений. Так, Теннис отмечает, что изначально человек на уровне стремления в расположенно­сти кому-либо, полового инстинкта, инстинкта кровного родства предстает как воля, жаждущая единения с окружающими. При этом, осуществляя данные возможности совместного опыта, он одухотворяет их. Наиболее духовной формой реализации стремления к совместности Теннис считал семью, из которой он выводил все типы подлинной общности — совмест­ную жизнь людей общины, деревни, некрупного города. Согласно его вер­дикту, те места, где социальный порядок не организуется в соответствии с органическим единством семьи, например мегаполис, дух общности по­кидает.

Комментарии запрещены.