Но­вые научные подходы к человеку

Неслучайно, что возникшие в XIX веке подчеркивают свой демократизм в отно­шении традиционных выводов философии. Если философия усилием из­бранных, или, как говорил Платон, «напряжениям душ родственных самой философии» научает, как и другим стать избранными, то есть передает им знание о путях к глубине понимания и разумности действия, то позитив­ные науки позиционируют свои достижения как констатацию истин, при­ложимых абсолютно ко всем представителям человечества. Но каков ха­рактер этих истин? Что они несут в самих себе? Дело в том, что цели этого проекта следует характеризовать, скорее, как техницистские, нежели чем чисто научные: возникновение поля пози­тивных наук о человеке было мотивировано поиском технологий, с помо­щью которых можно эффективно управлять людьми. Крайне иллюстрати­вен в этом отношении тезис психолога-бихевиориста Б.Ф. Скиннера: «Дайте мне детальное описание того, какой человек вам нужен, и я предо­ставлю вам такого человека … Подумайте о возможностях! … Позвольте нам контролировать жизни наших детей, и вы увидите, что мы сможем из них сделать». Присутствующее повсеместно в позитивных науках стрем­ление к выявлению законов, «объективно» описывающих человеческую реальность, одновременно предполагало, что обладающие секретом дан­ных закономерностей смогут не только прогнозировать поведение неосве­домленных, но и инструктировать их в отношении допустимых для них действий. Это впрямую сказалось на позитивно-научном истолковании по­требностей. В каждой позитивной области знания формируется понятие о нормальных потребностях человека, в качестве которых выставляются ре­гулярно воспроизводящиеся проявления его запросов и стремлений. В от­ношении последних выявляются закономерности, принадлежащие пред­метному полю той науки, в границах которой осуществляется анализ. При­смотримся к тому, как именно позитивные науки трактуют человеческие потребности.

Комментарии запрещены.