Нормативные модели действия

Которые исследовали социальные и культурные антропологи, выступают предписаниями — культурная тради­ция предустанавливает их для собственных носителей. Это указывает на ее производящий характер. Речь идет о том, что культурная традиция — это не фон человеческой жизни, а ее содержание, в том смысле, что она указыва­ет нам, как следует действовать в той или иной ситуации и проводить свою жизнь в целом. Рассмотрим этот момент на примере существующей в каж­дой культуре системы статусов. Согласно советскому культурологу М.К. Петрову, совокупность ста­тусов, фиксирующих необходимые культуре человеческие навыки и транслирующих их содержание посредством приучения к ним индивидов, определяет культуру в целом. Каждый статус представляет собой предпи­сание относительно того, что необходимо делать, чтобы соответствовать определенному социальному положению. И, заметим, статусы не обяза­тельно связаны с хозяйственной сферой жизни. Они передают не только профессиональные навыки, сохраняемые в определенном коллективе, но и рецепты необходимых для освоения какой-либо из существующих в нем идентичностей действий. Именно их задействуют повседневные воспита­тельные практики. Например, современной европейской девочке трех лет, слезно молящей о покупке пистолета, мать говорит: «Зачем тебе пистолет, ты же — девочка? Давай лучше купим куклу и банты!». Так стартует науче­ние бытию женщины, подразумевающее освоение навыков соблазна и ма­теринства.

Комментарии запрещены.