Нравственная автономия как суть человеческой натуры
Развернутая Сократом проповедь добродетели как предельной цели всех человеческих действий, раскрывает. Мужество, справедливость, благочестие и рассудительность — таковы универсальные ориентиры для человеческого действия, овладеть которыми возможно только в процедуре личностного мышления. Речь идет о следующих простых вещах: во-первых, доброе деяние невозможно без личного понимания «что такое хорошо, а что такое плохо» — ему невозможно обучиться с чужих слов, а, во-вторых, о содержании доброго поступка невозможно спорить — его одинаковым образом понимает все разумное человечество. Сократический парадокс наполненности мира трусами, подлецами и глупцами, несмотря на внутреннюю присущность природе каждого человека добродетели, разрешается очевидностью трудности достижения знания о ней: в основании всех нелицеприятных человеческих устремлений лежит незнание истинного блага, бороться с которым поистине мужественный Сократ предполагал и после смерти В отношении нашего главного вопроса позиция Сократа сводилось к тому, что сущностно-человеческим стремлением должен быть проводимый посредством определенных техник напряжения душевных сил отбор «наилучшего» и обстоятельств «прибегания к нему». Именно знание наилучшей стратегии поступка в конкретной ситуации должно регулировать все иные потребности человека. В опоре на данную максиму Сократ разработал целую систему коррекции человеческих устремлений, согласно которой, каждый профессионал должен стремиться к знанию сути собственного дела. Например, политик, не осмысливший суть собственного занятия — справедливость, должен отказаться от управления другими, а ритор, не заботящийся об истинности собственных речей, и вовсе перестать быть публичным человеком. Позже данная максима знания блага и проживания в соответствие с ней инициирует разработку этически-ориентированных моделей организации потребностей в эллинистических философских школах (прежде всего, киниками, стоиками, эпикурейцами).