Описание даосского мировоззрения

Начальное, еще весьма наивное встречается в изложении взглядов некоего учителя-отшельника Шэнь Дао, помещенное в последней главе даосского трактата «Чжуан цзы». Итак, даосу предписывается быть открытым для всех и не искать пристрастий, непрестанно меняться и ничего не желать для себя, жить, как живется, и не иметь для себя отвлеченных правил, следовать всякому влечению без ко­лебаний, не умствовать прежде времени, не строить расчетов, полагаясь на свое знание, не выбирать среди вещей, превращаться вместе с ними. Во всем этом, по мнению Шэнь Дао заключалось искусство Пути древних. Шэнь Дао не просто учил всему этому, но и сам следовал тому, что про­возглашал. Так, он отбросил знания, презрел собственные мнения и стал следовать Неизбежному, сообразуясь с обстоятельствами. Именно это яв­лялось, по его мнению, высшей истиной, тогда как всякое знание им при­знавалось вещью опасной и поэтому следует истребить его раз и навсегда. Да и вообще, говорил он: «Знать — значит не знать». Точно следуя всем этим положениям, Шэнь Дао вел себя распущенно и нисколько не заботил­ся о своем добром имени. Мало того, развязный и отринувший всякие при­личия, он насмехался над достойными мужами и дерзко нападал на вели­ких мудрецов Поднебесной. Он считал никчемными все знания и размыш­ления только потому, что, по его мнению, тот, кто ничего не знает, не страдает от влюбленности в себя и не ведает тягот, причиняемых примене­нием знаний. А поскольку даже кусок земли никогда не теряет Пути, сле­дует стремиться к тому, чтобы уподобиться бесчувственной вещи, и не надо прибегать к услугам мудрых и достойных. Итак, Шэнь Дао ищет безусловную данность существования, что, по его есть совершенно естественное и представляет собою то, что свершается здесь и сейчас, порою без всякой видимой причины.

Комментарии запрещены.