«Описательная социология»

Что касается особенностей социологического подхода Спенсера, то в бесчисленном количестве социологических трудов («Социальная стати­ка», «Основания социологии», и др.) он трак­тует прогресс как форму нормального состояния социумов, понимая под ним постепенное усложнение социальных институтов. В дроблении раз­личных институтов, дифференциации их функций Спенсер увидел анало­гию с эволюцией живых форм. В контексте этого органицистского видения социальной реальности Спенсер приходит к заключению, что захиление определенного элемента социальной структуры вызывает ее распад. Одна­ко, на смену ей приходит новая более развитая форма социальной органи­зации. Идеи Спенсера — раскрытие общества как целостной системы, взаи­мосвязанные элементы которой функционально предопределены для ис­полнения определенных запросов социального целого — легли в основу функциональной социологии Т. Парсонса и Р. Мертона. На основании сущностной целостности социальной системы эти теоретики заключили об ее потенциях самоорганизации и самофильтрации, то есть естественности в ней элементов, отклоняющихся от общего социального курса, а в случае гипертрофии последних — автоматического избавления от них. В отноше­нии человеческих потребностей все это означает, что характер каждой из них не только определен той организацией социума, к которому принад­лежит человек, но и служит для ее поддержания.
Когда мы, скажем, предпочитаем определенное питание, в своем устремлении мы, во-первых, зависимы от того, что вообще принято есть в нашем коллективе, а, во- вторых, стимулируем им определенные отрасли пищевого производства. Это очевидно. Куда интересней следующее из данной теории обоснование социальной необходимости носителей так называемых «патологических», «девиантных» потребностей.

Комментарии запрещены.