Осмысления человеческой реальности

В XIX веке Гегель сквозь призму спекулятивного метода раскрыл логику всего существующего. Ядром проведенного Гегелем выступило христианское учение о Богочеловеке. Факт вочеловечивания Бога в лице Христа и жертвование Христом соб­ственной единичной жизнью ради искупления греховности всего челове­ческого рода послужил основанием для гегелевской идеи примирения раз­рыва между божественной и человеческой реальностью. В этой перспекти­ве человек натает рассматриваться не только как носитель потребностей, связанных с поддержанием биологической жизни, но и в качестве провод­ника исключительно спиритуальных стремлений. Речь идет о воплощении абсолютного духа в человеческой сущности. Это означает, что человече­ские действия, совокупность всего совершаемого человеческим родом реа­лизует все сотворенные Абсолютом возможности. Исходными путями реализации человеком собственной духовной сущности Гегель считает борьбу за социальное признание и труд. Борьба за социальный престиж, требующая риска биологической жизнью ради признания окружающими превосходства рискующего, делает борющегося «не на жизнь, но на смерть» господином. Соответственно, тот, кто не по­шел до конца в этой борьбе — предпочел самосохранение возможной славе, оказывается всего лишь рабом. Таким образом Гегель постулирует нечеловечность слишком заботящихся о самосохранении. Однако, согласно Геге­лю, и раб имеет шанс на реализацию собственной человечности. Он дается на путях труда. Вовлекаясь в работу, раб приобретает опыт отвлечения от только лишь биологических запросов: он научается удовлетворять чуждые собственному самосохранению цели и таким образом открывает в себе че­ловеческую сущность. Таким образом, стремление к социальному прести­жу, не останавливающееся даже перед угрожающими жизни ситуациями, и труд, согласно Гегелю, выступают теми потребностями, посредством удо­влетворения которых человек реализует подлинную природу.

Комментарии запрещены.