Особенности исследования архаических сообществ

Традиционно о культуре и образе жизни архаического (первобытно­го) человека принято судить, опираясь на этнографический материал, по­лученный в ходе исследования жизни так называемых бесписьменных народов. При этом основным источником материала для подобных иссле­дований оказываются общины австралийских аборигенов. Конечно, по­добное сопоставление довольно условно, но, как указывает один из отече­ственных исследователей образа жизни архаического человека О. Ю. Ар­темова, «среди всех известных этнографии аналогов первобытных охотни­ков и собирателей аборигенам Австралии принадлежит ведущее место»’7. Обосновывая термин «архаические общества» другой известный исследо­ватель обществ австралийских аборигенов В. Р. Кабо поясняет, что термин «архаические общества» употребляется им наряду с термином «первобыт­ные общества» как синоним, но в то же время, говоря о современных нам обществах охотников, собирателей и ранних представителей производя­щей экономики, он предпочитает термин «архаические» как более свобод­ный от оценочных (в данном случае стадиальных) суждений’8. И этот же автор в самом начале своего исследования замечает: «Человека создал не труд. Его создало понятие священного как основа религиозного созна­ния»’9, поскольку у современных исследователей уже «нет никакого со­мнения в том, что религия возникла вместе с первыми проблесками чело­веческого разума». Поэтому представленный в данной главе анализ потребностей архаического человека следует начать с определения архаи­ческой религиозности.

Комментарии запрещены.