Памятники письменности Древнего Ближнего Востока

Но рядом с таким признанием сердца средоточием человеческой сущности начинают все чаще и чаще указывать, что именно голова, а точнее, лицо выражают сущность человека, поскольку голова — это обиталище души человека, глаза — зерка­ло его души, а уста — выразители души. Именно лицо выражает суть чело­века, о чем свидетельствует, хотя бы, шумерская скульптура III тысячеле­тия до н.э., совершенно безразличная к разработке человеческого тела, но отличающаяся четким воспроизведением человеческой головы с широко раскрытыми глазами вместилищем мудрости, большим носом, ощущаю­щим «дыхание жизни», и большим ртом, произносящим «слова души».

Само признание сердца средоточием человека, а также отведение подобного же значения голове отражает присущее всему Древнему Ближ­нему Востоку восприятие человека как двуединство телесного и душевно­го. Само тело и сердце, голова и лицо, глаза, рот и уши признаются уже не только и не столько частями тела, сколько вместилищами человеческой души. Анализируя душевное представление о человеке, присущее Древне­му Ближнему Востоку, стоит отметить выделение страстной, чувственной стороны. Но само это выделение сопровождается и легко сочетается с представлением о единстве и нераздельности душевной деятельности че­ловека и тех органов, которые служат и проводниками, и первыми «возбу­дителями» этой деятельности (то есть глаза, уши, рот). Лишь с течением времени первоначальное преобладание чувственного начала сменяется возрастающим вниманием к человеческому разуму. Поскольку, в отличие от общей принадлежности чувственности и страстей всему человеческому роду, разум является свойством отдельного человека и заключен внутри его существа. Поэтому разум оказался тем самым качеством, которое вы­деляло отдельного человека из людской общности. Памятники письменно­сти Древнего Ближнего Востока свидетельствуют о том, что душевные со­стояния в человеке как бы освобождены от его характера, то есть чувства как бы живут вне людей, хотя и пронизывают все их действия.

Комментарии запрещены.