Полное отсут­ствие понимания личностн человека как тела

По мнению Азы А. Тахо-Годи, можно констатировать на заре античной культуры. Греческое «сам» понимается как мертвое тело, труп. Действительно, например в самом начале «Илиады» есть строки: «…много сильных душ героев пославший [Ахиллес] к Аиду, Их же самих (autos) на съеденье от­давший добычею жадным птицам окрестным и псам» (I. 3-5). В данном примере погибший («сам») брошен на съедение псам и птицам, а его душа отправляется в Аид. Но А.А. Тахо-Годи некогда писала также, что человек может определяться и в терминологии строительства, конструирования «demas». Уже поэтому, кажется, можно отказаться от употребления терми­на «личность» для понимания «субъекта» в греческой культуре. Наконец, другой отечественный филолог Сергей С. Аверинцев пола­гает, что греческое «prosopon» семантически предшествует латинским «subjectum», «persona» и вполне может быть понято как «личность». Лич­ность, рассмотренная им на примере классического греческого диалога, представляет собой совершенно непоколебимый, неуязвимый, и потому недостижимый и неподвижный образ (eidolon). Эталоном такого образа является фигура Сократа в диалогах Платона. Что же на самом деле пока­зывает нам «радикальная недиалогичность» античного диалога? То, что в действительности беседа ведется не столько между двумя собеседника­ми, — они в данном случае подобны маскам античной трагедии, сколько между «я сам» и умом (nous) — действительно мыслящим, все­знающим другим. Этот «ум» является также условием возможности чело­веческого познания, собственно тем, что делает человека разумным и по­тому также обладает статусом другого в отношении философа, человека, заботящегося о себе и обществе. Диалог, как известно, не возможен без участия в нем такого другого. И этот другой, безусловно, самодовлеющ по отношению к своему собеседнику. Но есть и еще одного рода необходимость другого, которая и отодвигает человека заняться собой: в сократическом диалоге важно не то, чтобы собеседник понял, что он чего-то не знает — это очевидно, но чтобы он понял то, чего он не знает о своем незнании.

Комментарии запрещены.