Понятие Пути Конфуцием

Трактовалось как путь воспитания и истинного правления, опирающийся на унаследованные от совершенно­мудрых правителей древности нравственные принципы, конечным истоков которых является Небо. То, насколько важно было для Конфуция пости­жение сути этих нравственных принципов говорит фраза, зафиксированная в «Лунь юе»: «Если утром познаешь Дао, то вечером можно умирать» (пер. Л.С. Переломова)

Слово жэнь, обычно переводимое как «человеколюбие» или «гуман­ность», обозначает важнейшее качество, которым должен обладать «бла­городный муж». В «Лунь юе» приводится несколько высказываний, в ко­торых Конфуций разъясняет и уточняет различные оттенки смысла жэнь. Самое общее определение дано в беседе Конфуция со своим учеником Фань Чи: «Фань Чи спросил о человеколюбии. Учитель ответил: «Это означает любить людей»» (Лунь юй, XII, 22). Важным аспектом понима­ния жэнь является ее связь с «ритуалом» (ли). В «Лунь юе» записана сле­дующая беседа: «Янь Юань спросил о человеколюбии. Учитель ответил: «Преодолеть себя и вернуться [в словах и поступках] к Правилам (ритуалу А.З.) — в этом заключается человеколюбие. Если однажды преодолеешь себя и возвратишься [в словах и поступках] к Правилам, то в Поднебесной назовут тебя обладающим человеколюбием»» (Лунь юй, XII, 1). Таким об­разом, жэнь выступает в роли основы регуляции поведения, которое долж­но соответствовать установленным ритуальным нормам. Другой чертой «благородного мужа» является его соответствие «культурности» (вэнь). Данное слово означает то, что можно передать сло­восочетанием «духовная культура общества», причем в ее письменном ас­пекте. Связано это с тем, что это слово в число основных своих значений включает такие, как «рисунок», «узор» и «письмо». Это предопределило особое отношение последователей Конфуция к письменному слову и письменно зафиксированному наследию предков. Важным подспорьем к формированию «культурности» было стремление к следованию правилам поведения, о чем в «Лунь юе» говорится следующим образом: «Молодые люди, находясь дома, должны проявлять почтительность к родителям, выйдя за ворота — быть уважительными к старшим, в делах — осторожны­ми, в словах — правдивыми, безгранично любить людей и особенно сбли­жаться с теми, кто обладает человеколюбием. Если у них после осуществ­ления всего этого еще останутся силы, то потратить их надо на изучение вэнь» (Лунь юй, I, 6). Однако при этом вэнь должна быть уравновешена развитием врожденных качеств — чжи. Только тогда можно говорить о гармоничной личности.

Комментарии запрещены.