Природа человека согласно святоотеческой традиции

«Я человек — Божие создание и Божий образ» — так вкратце обозна­чил природу человека один из создателей христианской догматики, отец

Церкви Григорий Богослов. Бог троичен, следовательно, троично и его создание, человек — образ и подобие Божие. Бог есть Отец, Сын и Святой Дух, человек же имеет тело, душу и дух. Согласно Священному Писанию и творениям Святых Отцов, человек двусоставен, то есть имеет тело и душу. Тело человека есть Божье создание, тогда как душа его есть Божий образ. Соотношение между двумя этими составляющими человеческой природы другой каппадокийский святой отец Григорий Нисский определил следу­ющим образом: «Я признаю двух человеков: одного видимого и другого, сокрытого под видимым, невидимого, внутреннего. Итак, мы имеем внут­реннего человека и некоторым образом двояки. А если сказать правду, то мы внутри; ибо меня составляет собственно внутренний человек, внешнее так что тело есть орудие человека, орудие души» . Итак, человек состоит из невещественной и разумной души и веще­ственного тела, а говоря проще и шире, всякая тварь разделяется на Логос и явленность. В целом же человеческая природа есть середина между дву­мя крайностями — природой Божественной, бесплотной, с одной стороны, и жизнью бессловесной, скотской, с другой. От Божественного в челове­ке слово и разум, а от
бессловесного, животного — телесное — половые признаки тела и расположение органов. И поэтому «в естестве человече­ском умопредставляются две жизни: плотская, водящая чувствами, и ду­ховная, невещественная, преуспевающая в разумном и бесплотном житии души». Первенствовать в человеке, конечно же, призвано божественное умное начало, но вместе с ним для человека характерна врожденность и бессловесной животной природы.

Комментарии запрещены.