Процесс формирования социальных потребностей

Необходимо отметить, что социальные потребности не являются простой суммой индивидуальных потребностей. Так французский социо­лог XIX века Г. Тард показал, что они находятся под влиянием таких ос­новных факторов межличностного общения как подражание, обычай, мо­да. С его точки зрения, благодаря подражанию возникают общественные нормы и ценности, оказывающие решающее влияние на формирование со­циальных потребностей; именно ценностная (идеологическая, эстетиче­ская, этическая) переориентация людей приводит к изменению доминиру­ющего положения одних социальных потребностей над другими. Таким образом, социальные ценности, будучи первичными по отношению к со­циальным потребностям, определяют структуру последних. В современной парадигме социологических исследований социаль­ных потребностей акцент делается на их эмоциональных, ценностно­нормативных аспектах. К примеру, современный социальный философ Ю. Хабермас показывает, что идеологический настрой, погруженность в определенную социокультурную традицию (вплоть до чтения нацио­нальной литературы) влияет куда более на структуру желания индивида, чем рациональная аргументация. Иными словами, в собственных, казалось бы, даже самых индивидуальных потребностях, таких как, к примеру, из­брание объекта любви или определение ниши для признания, мы не сво­бодны: нашими запросами, пусть и частично, но все же управляют ценно­сти и нормы определенной группы, от которой мы и ожидаем одобрения, реализуя ту или иную потребность.

Особым видом социальных потребностей являются статусные по­требности. Статус выступает объектом потребностей человека, так обстоя­ло дело, начиная с архаических культур, но, кроме того, он способен пред­стать субъектом потребностей, то есть выступить их изначальным импуль­сом. Так, статусная позиция преподавателя мотивирует развитие таких по­требностей как потребность в познании, дисциплине, общении ради рас­ширения кругозора и т.д.

Комментарии запрещены.