Психоделическая теория Т. Маккенны

Еще одну оригинальную концепцию антропогенеза, трактующую (аналогично теории Поршнева) сбой психики животного предка человека в качестве истока человекообразования, создает современный американ­ский этноботаник и культуролог Теренс Маккенна. В работе «Пища Богов» Маккенна постулирует, что основными феноменами, обусловившими превращение наших обезьяньих предков в человека, выступили язык и воображение. Воображение данный автор не отделяет от познавательной деятельности, понимая последнюю через ши­рокий спектр разнообразных видов человеческой активности: в него вхо­дят такие сугубо человеческие действия, как танец, философия, живопись, поэзия, спорт, размышление, эротическая фантазия, политика и экстатиче­ское самоопьянение. Таким образом, язык и воображение для Маккенны — атрибуты человека и только его одного, но вместе с тем и факторы, превратившие животное в человека.
Саму первоначальную возможность развить познание и самопозна­ние, быстро перерабатывать информацию наши предки получили благода­ря симбиозу с психоактивными грибами и растениями, содержащими пси­ходелические вещества, например, псилоцибин. Эти растения и грибы по­влияли на ход эволюции, изменили условия и сам характер естественного отбора, вызывали мутации. Галлюциногены были источником прозрения и согласия, струящегося из мира природы в мир человеческий. Таким обра­зом, воображение Маккенны подсказывает ему иной способ симбиоза с природным миром, чем тот, что описан Поршневым. Людям было дано не налагать запреты и давать предписания, а существовать с природой в равновесии и соответствующим образом относиться к человеческой общине, то есть жить в культуре партнерства, а не в культуре подавле­ния и владычества. По мнению этого автора, где-то между 5-м и 3-м тыся­челетиями до н. э. общество партнерства было подавлено патриархаль­ными захватчиками, неограниченное экспериментальное исследование природы, возможность которого предоставляли психоделики, сменилось традицией догм, жречества, патриархии, войн и, в конечном счете, «рацио­нальными и научными» ценностями общества владычества.

Комментарии запрещены.