Психолог

Проникнутый идеями классическо­го психоанализа, может связывать особенности любовного стремления со спецификой неудовлетворенности и психическими травмами, пережитых в детском возрасте. Подобное множество интерпретаций обретает и любая другая потребность. Для нашей дисциплины данное разночтение не пред­ставляет никакой опасности. Напротив, в ходе рассмотрения реальности потребностей она обращается ко всему многообразию научных подходов, поскольку дискуссионность, присутствие полемичности воспитывает спо­собность самостоятельного размышления о предмете. Кроме этого, воз­можность вглядеться в потребности в различных научных оптиках дает шанс на объемное видение реальности последних, которое преодолевает односторонние, ограниченные трактовки. Таким образом, отвечая на первоочередные для себя вопросы о спе­цифике человеческих потребностей, причинах их культурно-исторического многообразия, социальных механизмах их воспитания и удовлетворения, наша дисциплина использует данные биологии, социологии, психологии, экономики, этнографии, антропологии, культурологии. В свои познава­тельные стратегии она также включает наиболее значимые результаты истории философского постижения последних. Все данные программы познания дают ценный материал, на основании которого должно быть вы­работано понятие уникального характера потребностей человека. Как мы указывали выше, последний напрямую связан со структурами, благодаря присутствию которых человеческое существование не имеет себе анало­гов. Для первого приближения к данной проблеме следует вспомнить ла­коничное замечание русского философа и литературоведа М.М. Бахтина: «Все одежды для человека малы». В нем хорошо выражается, что в отли­чие от всех живых существ человеческое существование устроено таким образом, что оно всегда сохраняет для своего обладателя возможность преодолевать сколь угодно успешные стереотипные модели поведения и мысли. В философии данная черта описывалась с помощью различных по­нятий («отношение к неименуемому бытию», «не удовлетворяемый рас­судком интерес разума» и пр.). Несмотря на различие исходных причин данной специфики человеческой расположенности в мире, все данные по­нятия раскрывали, что она подразумевает персональную инициативу в ос­новных жизненных решениях и жизненноопределяющих поступках.

Комментарии запрещены.