Раскрытие духа человека

Все, что творит, создает и проявляет человек (духовная культура) — эпос, религия, искусство, философия, наука — и составляет его самобытную культуру, выражает его потребность в духовной деятельности. и называется культурой. Человек устроен так, что обяза­тельно проецирует свое понимание мира на внешнюю среду. Иногда оно дает о себе знать в конкретных изобретениях, предметах, строениях, горо­дах или архитектурных ансамблях (материальная культура). Как обнаружение, экспрессия человеческого духа культура пред­ставляет собой наиболее общие ценности и потребности человеческого бытия. Во всем, что творит человек в культуре, есть общие ценности и по­требности, легко обнаруживаемые в самых разных областях его духовных деяний. Эти общие ценности и потребности и составляют специфику куль­туры, но одновременно отличают ее от других культур, делают уникаль­ной, неповторимой, автономной и самобытной. Основными категориями культурологического анализа являются по­нятия «культура» и «цивилизация».
Под культурой мы понимаем типы культур, которые формируются на различных ступенях человеческой ис­тории, охватывающей, в числе прочих, конечно, культуры Древнего Востока, Древней Греции, античного Рима, а также результаты духовно­практической и художественно-эстетической деятельности человека, вли­яющей на возникновение, развитие и существование человеческой жизни, ориентированной на религиозное миропонимание, веру в высшую духов­ную реальность (Абсолюта, Бога и т.д.). Категория «цивилизация» представляет собой наиболее обобщенный инструмент для аналитики развития культуры. Культура в таком определе­нии предстает духовно-нравственным компонентом цивилизации, направ­ленной на благо человека. Рассмотрение человека и культуры через циви­лизационную модель требует выделения в качестве основных ценностных критериев и потребностей того, что сохраняется неизменным и постоян­ным в истории культуры в течение многих столетий и в пределах опреде­ленных территорий.

Комментарии запрещены.