Речевая деятельность

Согласно Поршневу, определяет в конечном счете все свойства и процессы человеческой психики. Она позволяет обобщать опыт, воплощать мысль, осуществлять общение между людьми. Целенаправленная деятельность человека, в том числе и труд, отличный от механического, инстинктивного труда животных, предполагает сознатель­ную цель, которая по аналогии с законом определяет способ и характер его действий. В качестве этой цели может предстать экстероинструкция (ко­манда) или аутоинструкция (намерение, план, замысел). Человеческий труд, таким образом, произволен от способности человека формулировать для себя подобную инструкцию. К речевым механизмам мозга относятся не только участки, управля­ющие собственно аппаратом речи, но и лобные доли, которые дирижируют всем поведением, затормаживая все не отвечающие сформированному требованию импульсы и мотивы. Итак, вторая сигнальная система чело­века тормозит выполнение команд его первой сигнальной системы и сти­мулирует такие действия индивида, которые не являются прямым реаги­рованием на среду. Кроме того, применительно к ситуации межиндивидуального взаи­модействия вторая сигнальная система обеспечивает возможность сугге­стии (внушения), то есть побуждения к реакции, противоречащей рефлек­торным побуждениям организма. Поршнев рассматривает суггестию в ка­честве ядра речевого общения, выделяя две фазы воздействия человека на человека: 1) фаза отмены определенных реакций, обозначаемая Поршне­вым понятием интердикции (запрета); 2) фаза прескрипции
(предписания), подразумевающая приказ произвести определенное действие благодаря принудительной, суггестирующей силе слова.

Еще одним важным понятием для Поршнева является торможение. В каждом

Комментарии запрещены.