Сильное и длительное желание

Святые отцы определяют всякую, как сознательную потребность, проявившуюся вследствие про­шлого опыта ее удовлетворения. Согласно преподобному Иоанну Дамас — кину, страсть есть возбуждающее чувство, движение желательной способ­ности, возникающее вследствие представления блага или зла. Что же ка­сается желания, то оно трехсоставно: это и неудовлетворенное стремление (стремление, сопровождаемое чувством угнетения), и представление пред­мета, способного удовлетворить это стремление, и чувство удовольствия, знакомое из прежних опытов удовлетворения возникшей склонности соот­ветствующим предметом. Но необходимым условием происхождения, раз­вития и укрепления страсти является «худое делание разума», главным элементом страсти является «помысел». Он, обладая определенной нрав­ственной окраской и внутренним содержанием, заимствует свое качество от характера и содержания «страсти» и поэтому часто именуется вредным, дурным, злым, нечистым, плотским, постыдным, страстным. Собственно помысел является началом страсти и именно через помысел всякая страсть становится властелином порабощаемого ею человека. Но не всякий помы­сел зол, ибо сама сущность нравственного зла состоит как раз в том, что люди по собственной воле уклонились от должного помысла. Поскольку помыслы имеют свой источник в самом сердце человека, то они самым наглядным и убедительным образом свидетельствуют об его греховной испорченности, и, в то же время, главное отличие истинных христиан от прочих людей состоит в том, что они уже не волнуются и не рассеиваются непостоянными и суетными помыслами. Поэтому главная задача подвиж­нической жизни сводится к приобретению действительной способности владеть своим умом в помыслах. Сам ум является царем страстей именно потому и постольку, поскольку он служит устроителем и управителем чувств и помыслов.

Комментарии запрещены.