Система по­требностей неевропейских коллективов

В целом, все данные исследования демонстрируют, что представляет вескую альтернативу стремлениям цивилизованного европейца. В них диагностируется, что свойственное им отсутствие таких принципиальных для европейца (начи­ная с Нового времени) потребностей как в усложнении моделей познания, в техническом преобразовании действительности, в регулярном труде и экономическом успехе — не паралич, а сознательное высвобождение иных возможностей культурного развития.

По отношению к европейскому опыту феномен изменчивости, вари­ативности потребностей людей различных эпох составил проблему для од­ной из линий разработок исторической антропологии. Сторонники дан­ного направления (М. Блок, Л. Февр, Ф. Ариес, Ж. Ле Гофф и др.) сосредо­точились на изучении тех или иных регулярных практик (т.е. действий, со­вершаемых каждодневно) европейцев ушедших эпох. Данная направлен­ность исследовательского интереса была мотивирована тем, что именно благодаря кропотливой работе с толщами эмпирического материала, вос­станавливающими картины уже неизвестного нам быта, возможно, устано­вить лицо определенного исторического периода — т.е. все создающие его своеобразие особенности. И, по большей мере, здесь использовался де­скриптивный метод. Так данные исследователи описывали, каким образом на протяжении изучаемого исторического периода меняются бытовые практики: гигиена, действия в отношении умирающих и мертвых, предпи­сания по уходу за больными и их врачеванию, отношения представителей различных возрастных групп и т.д. Но данные описания не были конечным пунктом исследований. На их основании формулировались выводы о со­держании аффективной и идеальной сферы изучаемого исторического от­резка.

Комментарии запрещены.