Служение че­ловека удовольствиям

В аскезе также уделяется большое внимание страстям чревоугодия и блуда, поскольку именно в них наиболее полно проявляется и именно они выступают свидетельством крайнего ослабления духовной жизни, «болезни развращенной воли»ь7. Таким обра­зом, можно заключить, что именно в страстях человек извращает свои естественные потребности, превращая их в повод и источник самоуслаж­дения и самоугождения. Руководствуясь данным принципом грубого и из­вращенного самолюбия, человек искажает собственную природу. Поэтому только аскеза как путь истинного христианского воздержания позволяет человеку достичь освящения своего тела как храма Святого Духа и тем са­мым свершить приобщение к Царству Небесному. Именно в этом акте осуществляется обожение человека, которое представляет собою высший смысл и назначение человеческой жизни. Христианское утверждение двойственной природы человека имеет своим следствием представление о двух видах потребностей, а это, в свою очередь, ставит вопрос об их соотношении. С точки зрения средневековой христианской антропологии, преимущественное внимание должно было уделяться душе как той составляющей, от совершенства которой зависело не просто спасение, а обожение человека. Поскольку исторически в Лице Иисуса Христа был дан образец совершенного человека, пребывающего в неслиянном и нераздельном единении с Божеством, то тем самым всему человечеству был представлен идеал совершенствования, в согласии с ко­торым следует развивать свое естество. На пути такого совершенствова­ния, которое очищение и возвышение потребностей, человеку следует пре­ображать не только душу, но и тело, поскольку воскресение из мертвых и последующее определение судьбы на Страшном Суде будет осуществлять­ся в теле. Тело претерпевает преображение в зависимости от степени со­вершенства души человека. Поскольку тело есть одежда души и именно в теле душа будет судима, то беречь его следует нисколько не меньше, чем душу, ибо только в вдетом теле очищенная душа сможет достичь высшей цели христианского спасения — преображения в Божий храм, принятия в себя Бога, то есть обожения.

Комментарии запрещены.