Смерть

Её  приносит ангел смерти Саммаэль (см.: трактат Хагига 46): в момент смертного часа этот ангел становится у изголовья умирающего с обнаженным мечом в руке. На конце лезвия этого меча висит смертонос­ная капля, и как только умирающий замечает появление Саммаэля, он вздрагивает и открывает рот; именно туда ангел смерти вливает смерто­носную каплю. Спастись от ангела смерти можно только занятием Торой и Талмудом  Выход души из тела грешника представляет собой дело трудное и мучительное, тогда как у праведников и у бедных людей ангел смерти бе­рет души необыкновенно легко. Исполнив свое дело, Саммаэль омывает свой «огненный меч» в воде и поэтому набожные иудеи должны вылить всю воду, находившуюся в доме умершего и в прилегающих к нему жилых помещениях. Общее представление талмудистов о человеке отражает следующая картина: начало его — прах и конец его — прах; он подобен разбившемуся черепку, засыхающей траве, увядающему цветку, проходящей тени и ждет его загробный мир, где Царь — Бог воздаст по заслугам за земные страда­ния. А заслуги оцениваются благочестием. Идеал раввинов Талмуда — че­ловек «кроткий, смиренный, входящий нагнувшись, занимающийся посто­янно Торой» (трактат Сангедрин 886). Источник кротости заключен, по словам рабби Элеазара Капора, в памяти человека следующего: «не по сво­ей воле ты создан, не по своей воле ты родился, не по своей воле живешь, не по своей воле умираешь» и тем не менее: «Рабби Гунна сказал от имени Рава, от имени Меира и от имени Акибы: «Человек постоянно должен говорить: «Все, что делает Милосердный, делает к доб­ру»»  Таким образом, смысл человеческой жизни состоит в страхе Божием, в заботе о спасении души, в отказе от стремления изменить земную жизнь. Все осуществляемые человеком дела должны совершаться во имя Бога

Комментарии запрещены.